А.Н. Бенуа отмечал, что М.Н. Воробьев «уже тяготел к позднейшему чисто академическому поколению пейзажистов». Пример тому – «Дуб, раздробленный молнией (Буря)». Картина представляет собой аллегорию на смерть жены художника, Клеопатры Лонгиновны. Мастер создает сложную символическую композицию. О личной трагедии он рассказывает языком, хорошо знакомым по романтическому искусству, особенно поэзии. Такие мотивы, как огромный старый дуб, неистовство стихий, бушующие морские волны, густой мрак, грозовые тучи, сполохи молний, призрачная фигура женщины, бросающейся в море, должны рождать цепь необходимых ассоциаций. Воробьев говорил: «Телесной красотой мы можем любоваться в природе, и потому в художественных произведениях будем искать, прежде всего, могущества ума и фантазии – создания!» «Сочинению», «идеальному» он отдает предпочтение перед непосредственностью чувства и глубоко личное переживание выражает в привычных, понятных всем формах.
Третьяковская галерея
Комментарии