Максим Никифорович Воробьев

Воробьев Максим Никифорович

Известный русский художник пейзажист Максим Никифорович Воробьев родился 6 (17) августа 1787 года в Пскове. Отец будущего художника был солдатом одного из петербургских полков, впоследствии был определен в качестве «смотрителя материалов» в Академию художеств. По его просьбе десятилетнего Максима Воробьева приняли в Академию, где поначалу он обучался в архитектурном классе. Его преподавателем по пейзажной живописи был известный художник Ф.Я. Алексеев. Максим окончил курс обучения в 1809 году с Большой золотой медалью, которую он получил за картину «Вид новостроящейся церкви Казанской Богоматери с околичностями». Однако из-за сложной военно-политической обстановки в Европе (войн Наполеона), как и другие выпускники Академии этих лет, не смог воспользоваться правом на поездку за границу. Вместо этого Воробьев в качестве помощника Алексеева по «снятию различных видов» работал в Москве, Орле, Воронеже.

 

В 1813-1814 годах Максим Никифорович числился художником при Главной квартире русской армии, был участником военного похода в Германию и Францию, присутствовал при занятии русскими войсками Парижа. Вскоре Воробьев получает звание академика, написав картину «Торжественное молебствие, совершенное русским духовенством в Париже на площади Людовика XV в присутствии союзных войск». Местонахождение данной картины в настоящий момент неизвестно.

 

В 1817-1818 годах художник работал в Москве. В этот период Воробьев сделал множество натурных зарисовок, акварелей и рисунков, на основе которых впоследствии написал картины «Вид Кремля из-за реки Яузы» и «Вид Кремля от Каменного моста». В 1820 году Максим Никифорович отправляется в творческую командировку на Восток, за время которой он посетил Смирну, Иерусалим, был у Иордана, Мертвого моря, в Родосе, на Кипре. Натурные рисунки и акварели, отразившие это путешествие, а также написанные на их основе картины, передающие яркую красоту Востока находятся в Третьяковской галерее и Государственном Русском музее. Наиболее известные произведения - «Босфор», «Вид Смирны», «Мертвое море», «Вид Иерусалима», «Вход в Родосский порт». В 1821 году художник возвращается в Петербург. Два года спустя он получает звание профессора за картины «Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме» и «Вид петербургский с Невы-реки во время лунной ночи».

 

В 1828 году Воробьева направляют в Главную квартиру 2-й армии на Дунае в связи с русско-турецкой войной. Здесь художник пишет свои известные картины «Вид военного телеграфа под Варной» (1829), «Берег моря близ Варны».

В 1830-е годы в творчестве Воробьева важное место занимает Петербург. Широкую известность получили его городские пейзажи «Осенняя ночь в Петербурге» (1835), «Набережная Невы у Академии художеств» (1835). В 1844-1845 годах художник отправляется в Италию, где в качестве пенсионера Академии художеств находится в то время его сын Сократ. Побывав в Риме, Неаполе, на Сицилии, Воробьев сделал ряд рисунков и пейзажей сепией и акварелью. По возвращении в Петербург художник пишет замечательные произведения, отражающие красоту Средиземного моря, берега Сицилии, Везувия, среди которых «Итальянский вид ночью» и «Приморский пейзаж».

В начале 1840-х годов в жизни художника случилось личное горе – умирает его жена. Сам Воробьев впадает в душевный и творческий кризис. Это отразилось в картине «Дуб, поражаемый молнией», написанной в 1842 году, которая пронизана чувством глубокого отчаяния.

 

Своим творчеством Воробьев сделал огромный вклад в формирование русской пейзажной живописи. Однако помимо творческой деятельности Максим Никифорович с 1815 года в течение сорока лет преподавал в Академии художеств, где обучал будущих пейзажистов - сначала как помощник Ф.Я. Алексеева, а позднее как руководитель класса. Среди его учеников такие известные русские художники, как М.И. Лебедев, братья Г. Г. и Н. Г. Чернецовы, И. К. Айвазовский, Л.Ф. Лагорио, А.П. Боголюбов.

 

Умер Максим Никифорович Воробьев 30 августа (11 сентября) 1855 года в Петербурге.