Картина «На пашне. Весна» рассматривается как часть цикла картин Венецианова, связанных с крестьянским трудом и написанных в период его жизни в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. Начиная с 1840-х годов, в течение нескольких десятилетий история полотна не прослеживается; известно только, что оно было приобретено Павлом Третьяковым не позднее 1893 года.
Центральным образом является статная фигура нарядно одетой матери-крестьянки, которая ведёт двух лошадей с бороной и одновременно наблюдает за сидящим у пашни ребёнком. Полотно является не только реалистичным, но в то же время и аллегоричным произведением, поскольку оно представляет собой обобщённый образ русской земли. Некоторый отход от действительности можно оправдать тем, что «это не картина-повесть, а картина-песня», задачей которой является воссоздание радостного настроения, которое охватывает человека при наступлении весны[6]. Поэтическую сущность полотна можно определить как «причащение человека к вечности через слияние с миром природы».
Несмотря на относительно небольшой размер картины, её относят к шедеврам коллекции Третьяковской галереи, и она рассматривается искусствоведами как неотъемлемая часть классического наследия русской национальной культуры.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Комментарии