Алексей Гаврилович Венецианов

Венецианов Алексей Гаврилович

Творчество Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847) самобытно и оригинально. В отличии от большинства своих коллег, Венецианов не учился в Академии художеств, в 1800-е годы он брал уроки у В.Л. Боровиковского, писал портреты в технике пастели. Занимался сатирической графикой, подготовив к изданию "Журнал карикатур на 1808 год", а в 1812 году исполнил сатирические листы, в которых осмеивал французоманию русского дворянства. В 1811 году Венецианов получил звание академика за портретные работы. В 1815 году Венецианов приобел небольшое имение Сафонково в Тверской губернии, где им была создана художественная школа для детей крепостных крестьян.

Впервые в русском искусстве бытовой жанр у Венецианова обрел форму стройной и совершенной художественной системы. Венециановский жанр созерцателен, бесконфликтен, в нем отсутствует фабула, коллизия, драматизм. Картины "На пашне. Весна" (1820) и "На жатве. Лето" (1820) - одни из лучших его произведений и наиболее показательны для стиля Венецианова. Вместе обе картины представляют как бы фрагмент круга времен года. Изображаются те самые сезоны, которые отмечены в крестьянском сознании как главные в природном земледельческом цикле. Здесь же впервые художникомбыли найдены живописные средства для воплощения своеобразного характера и строя русской природы - равнинного сельского ландшафта с высоким неярким небом, мягкими протяженными линиями. Попечение о земле, детство, материнство - основные темы венециановского жанра.

Венецианова привлекает идиллическая сторона деревенской жизни, патриархальная простота усадебного быта. Излюбленные персонажи его картин - дворовые девушки и мальчишки, играющие на лоне сельской природы помещичьи дети. Таковы картины "Знахарка" (1825), "Крестьянская девушка с теленком" (1829), "Портрет детей Панаевых с няней" (1841). Достойна внимания одна из самых красивых картин Венецианова "Девушка с васильками". Загорелые руки крестьянки, спокойно лежащие на синих цветах, - трогательный образ минутного отдыха в череде трудов и забот.

Свои художественные открытия Венецианов развивал в педагогической деятельности. Поистине чудесным свойством венециановской педагогики было то, что, развивая профессиональные навыки, она удерживала художников в пределах того наивно-целостного ощущения жизни натуры, которое и позволяет творческой индивидуальности быть уверенной и самостоятельной, вот почему ни один из учеников Венецианова не выглядит эпигоном учителя.