В 1864 г. Перов досрочно возвращается из пенсионерской поездки на родину. С этого момента в лучших своих картинах художник переходит к выражению драматичных эпизодов из жизни простого человека. "Истинный поэт скорби" так назвал Перова его ученик Нестеров М. В.
В картине "Тройка" Василия Перова главенствует драматическая тема. На фоне монастырской стены, по занесенной снегом дороге трое бедно одетых детей, напрягая свои последние силенки, тащат огромную обледенелую бочку с водой. Сердобольный прохожий помогает им преодолеть неровность дороги, подталкивая бочку сзади.
Мрачный городской пейзаж, вихри снежной метели вызывают ощущение холода и беспросветной тоски. Дальний план картины растворяется в сгущающихся сумерках, из которых зловеще появляются очертания птиц. Динамизм всей сцене сообщает диагональная композиция.
Известно, что Перов изначально хотел подчеркнуть в героях признаки уродства и крайнего истощения, тем самым, вызвать у зрителей чувство жалости к детям низших сословий, чей удел был холод, голод и непосильный труд. Об этом свидетельствуют его этюды и зарисовки к картине. Позже художник отказался от своего замысла и придал детским лицам выражение миловидности и безысходности, что сделало их образы одухотворенными.
За картину "Тройка. Ученики мастеровые везут воду." Перов был удостоен звания академик живописи.
Комментарии