Василий Григорьевич Перов

Перов Василий Григорьевич

Василий Григорьевич Перов (1834-1882) - центральная фигура русского искусства 1860-х годов, один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок, педагог, писатель. Зоркий наблюдатель человеческого сердца и судья современного общества, человек обостренной совести, он явил собой образец бескорыстного служения жизненной правде, добру, справедливости.

Перов родился в сибирском городе Тобольске, в семье губернского прокурора Г.К. Криденера. Художественное образование получил в Арзамасской школе А.В. Ступина (1846-1849) и в Московском училище живописи и ваяния (1853-1862), где учился у А.Н. Мокрицкого и С.К. Зарянко.

Уже первые жанровые картины Перова продемонстрировали его причастность "идеям гуманности и улучшения человеческой жизни" (Н. Чернышевский), охватившим лучшую часть русского общества эпохи реформ. В начале 1860-х годов появились знаменитые полотна художника ("Сельский крестный ход на Пасхе", "Проповедь в селе"), в которых Перов с небывалой откровенностью и горьким сарказмом запечатлел социальные и нравственные противоречия современной ему России.

В 1863-1864 годах живописец жил и работал за границей, преимущественно в Париже. В его произведениях этого периода отразилось искреннее и сочувственное внимание к жизни беднейших классов французского общества.

Из зарубежной командировки Перов вернулся досрочно, стремясь, по его словам, "изучить и разработать бесчисленное богатство сюжетов как городской, так и сельской жизни нашего общества". Многие работы Перова середины и второй половины 1860-х годов воплотили в себе лучшие качества бытового жанра той эпохи. С болью повествует художник о бедствиях народа, горестной судьбе человека в жестоком и немилосердном мире. Это картины: "Проводы покойника" (1865), "Тройка. Ученики мастеровые везут воду" (1866), "Последний кабак у заставы" (1868).

В конце 1860-х годов Перов в соответствии с общими тенденциями русского реализма переходит к более конкретному, дифференцированному освоению действительности, много работает в портретном жанре, сообщая ему особую психологическую глубину и драматизм. В золотой фонд русского искусства вошли портреты драматурга А.Н. Островского (1871), писателя Ф.М. Достоевского (1872), исполненные по заказу П.М. Третьякова для задуманной им портретной галереи, представляющих "людей, дорогих нации".

Широкой популярностью пользовались "охотничьи" полотна Перова: "Птицелов" (1870), "Охотники на привале" (1871), в которых он с мягким юмором запечатлел людей, способных "слиться с природой, почувствовать себя частицей восторга и блаженства земного".