ПРОВОДЫ ПОКОЙНИКА

1865, холст, масло, 45x57 см
Проводы покойника, 1865, Перов Василий Григорьевич, Третьяковская галерея картины художника ArtRussia
смотреть в масштабе

Описание работы

Картина Василия Григорьевича Перова «Проводы покойника» пользовалась большим успехом еще у современников художника. Высокую оценку дал ей В. В. Стасов. Перов получил за нее первую премию от Общества поощрения художеств – одной из центральных выставочных организаций страны. Картина побывала на многих выставках как в России, так и за рубежом.
И все же, являясь собственностью известного купца-коллекционера Солдатенкова, картина эта не была и не могла быть знакома широким народным массам. Лишь в советские годы, находясь в экспозиции Государственной Третьяковской галереи, она приобрела всеобщую известность, признание и любовь советского народа.
Период расцвета творчества Перова относится к середине шестидесятых-семидесятых годов. В эти годы им были созданы особенно значительные по глубине и остроте социальной характеристики, наиболее разнообразные по содержанию и художественно самые совершенные произведения – «Монастырская трапеза», «Утопленница», «Последний кабак у заставы», «Охотники на привале», а также ряд первоклассных портретов.
Можно с уверенностью сказать, что среди этих работ картина «Проводы покойника» занимает центральное место. Она была создана Перовым в 1865 году, вскоре после того, как художник, увлеченный страстным желанием служить своим искусством родине, раньше срока вернулся из пенсионерской поездки за границу.
Все персонажи картины объединены единым чувством горя. И бедная мать, и дети словно замерли. Руки вдовы бессильно упали на колени, и нет, кажется, у нее сил, чтобы распрямить согнувшуюся спину, поднять низко упавшую голову. Велика сила кисти Перова! Он почти не показывает нам лица женщины, но зритель чувствует всю мучительность ее страдания. Мальчик в отцовском тулупе и шапке, съехавшей ему на глаза, совсем обессилел, словно застыл от усталости, от сознания своего несчастья. Быть может, он отныне навсегда утратил детскость своих чувств. Девочка обняла бедный, наскоро сколоченный гроб. Эта последняя ласка ребенка вызывает у зрителя щемящее чувство жалости к осиротевшей семье.
Но картина не была бы столь цельной и впечатляющей, если бы скорбный лейтмотив темы не поддерживался всем ее живописным решением. Настроение в картине не было бы столь мрачным, если бы тяжелая свинцовая туча не давила с низкого неба на всю группу, если бы не был пустынен и безрадостен пейзаж, если бы не создавал он своими серыми тонами ощущения мертвящего холода. Пожалуй, одна только бегущая слева собачка не разделяет общего тягостного настроения. Она не случайно выделена художником из тусклой тональной гаммы интенсивным темным пятном, и поэтому сразу бросается в глаза. Перов ввел ее в холст для контраста, чтобы еще более подчеркнуть скорбное молчание людей.
Картина «Проводы покойника» свидетельствует о том, что Перов был новатором не только в бытовом жанре. Не будучи пейзажистом, он сумел сказать новое слово и в области пейзажного искусства. Никто до него не изображал русскую природу столь жизненно и вместе с тем столь поэтично. Заснеженные серенькие дали с типичными для средней полосы России холмами, покрытыми лесной порослью, далекие пустынные горизонты, бедные крестьянские избы с обязательной для села деревянной церквушкой, накатанная дровнями, уходящая вглубь проезжая дорога – все это слагается под кистью Перова в обобщенный образ русской природы.

 

Замечательные полотна. Л., 1966