В 1871 году Перов создает один из самых великолепных портретов «Портрет писателя Александра Николаевича Островского». Прославленный драматург изображен в домашнем виде. Островский сидит в теплом халате, отороченном беличьим мехом. Внимательно, испытующе смотрит он на зрителя. Эта внешняя непритязательность, «домашность» портрета еще более подчеркивают внутреннюю значительность образа. Необыкновенная простота ярко передает духовный облик Островского. Художник сосредоточивает наше внимание на лице и руках писателя. Лицо его освещено умными светлыми глазами. Мы чувствуем острую наблюдательность, энергичность драматурга, который обличал «темное царство», общество зла и насилия, губящее в человеке человека. Обобщенность форм, строгая выразительность силуэта придают портрету монументальность. Это наиболее верный по духу прижизненный портрет писателя. И не случайно много лет спустя скульптор Н. А. Андреев при создании памятника драматургу перед зданием московского Малого театра — «Дома Островского» шел от этого портрета Василия Перова.
Н.Ф.ЛЯПУНОВА В. Г. Перов М., Искусство, 1968.
Комментарии