Сергей Казанцев, скульптор

Россия, Москва
Сергей Казанцев, скульптор - купить скульптуру скульптора Сергея Казанцева

Торжество красоты и красота грусти...

 

Скульптура Сергея Казанцева очень красива. Но красота явлена миру не для пустого созерцания, а для понимания. Зрят, говорили на Древней Руси, "умными очами". Красота многомысленна, дабы понять это следует остановившись внимательно вглядеться и попытаться осознать неминуемость ее разнообразных проявлений. И первое, что бросается в глаза, это программная слиянность торжествующей красоты эллинской формы и созерцательной грусти христианских ликов. Заметим при этом - не буквальная слиянность, а концептуальное соположение и утверждение двух идеалов красоты.

Красота старит Мир и старит нас, сама оставаясь вечно молодой. Ибо вместе с красотой мы обретаем не только любовь, но и грусть. Красота, любовь и грусть - это три неразлучные сестры нашего бытия.

Ведь не зря русские иконы одновременно прекрасны, зовут к любви и грусти. Ибо жизнь Матери и богорожденного Дитя есть зримое свидетельство трех неотъемлемых качеств всего мироздания и Человека.

Красота, объемля и предваряя наш вход в Мир, должна быть осознанной и вполне осознаваемой. Осознать Космос - это значит увидеть его в Красоте и узреть в самом нем красоту, в обманчивой молодости красоты понять как стар и мудр Мир.

Совсем не случайно скульптором столь настойчиво повторяются два мотива: прекрасная женская молодость и не менее красивая мужская старость. Рождение "белопенной Афродиты" дарит Миру не только любовь и красоту, но и грусть породившего ее Зевса. Так является образ целостного мироздания, слиянного в трех взаимодополнительных качествах: красоте, любви и грусти.

Скульптура, как никакой другой вид искусства, располагает к безотчетному ее оглядыванию и в то же самое время к серьезнейшему всматриванию, проникновенному вчувствованию. Пластика претворенной скульптором человеческой формы на первый взгляд легко усвояема, но легкость эта обманчива и своей обманчивостью, она далеко не безобидна. Произведение искусства всегда мстит за легковесное отношение к нему.

В пластике скульптуры не надо искать дополнительного значения. Значима сама пластика скульптурной формы. Именно она создает значение, рождающееся в неразрывности ухоженной мастером формы и ее же замысла.

Казалось бы скульптор по тематике и стилистике своих работ целиком настроен на античнохристианскую традицию. Но такое утверждение может стать результатом самого поспешного рассуждения. Стилистика эллинской скульптуры и апостольские мужские лики могут лишь навести на мысль о истинном смысле его скульптурных композиций.

В работах Сергея Казанцева важна не только избранная им стилистика формы, но и ее пластический образ. А образ - это уже смысл, внутреннее содержание формы. Над образом надо задуматься и понять, почему, скажем, человеческие фигуры столь органично сочетаются с возникающими из них самих пустотами. Пустотами, в которые грозит влиться вода и из которых могут расти цветы.

Влить воду в предложенную художником скульптурную пустоту-емкость также далеко не безобидно. Ведь сочетаемость мраморной тверди, воды, растительности и образа человека неминуемо влечет за собой сложнейший комплекс ассоциаций. Вспомним, весь Мир составлен из четырех космических элементов: минералов воды, растений и животных, венцом которых является Человек.

Скульптура Сергея Казанцева максимально открыта Миру, составляя с ним органичное целое. Она, скульптура, может войти в любое окружение с единственной оговоркой. Это окружение должно быть убранным и организованным, как убран и организован изначально задуманный Мир. С этой точки зрения скульптор идеалист: он верит в космическое соответствие красоты мироздания и красоты его скульптурных форм. А уровень соответствия, каждый волен избирать сам - он может остаться сугубо интеллектуальным, язычески-античным или христиански-одухотворенным.

Мир скульптурных композиций многомерен, как многомерно и окружающее нас Бытие. Вся проблема состоит лишь в том, чтобы обнаружить для себя точки соприкосновения между скульптурной формой и окружающим пространством. Исходить при этом следует не только из внешних мотивировок, но прежде всего из внутреннего и непременно воспитанного чувства сопряжения пластического образа и его окружения.

Важнее же всего для понимания скульптуры Сергея Казанцева остаются два неотъемлемых и взаимосопряженных измерения его творчества - красота пластической формы и ее внутренняя слиянность с неизбывными законами Творения.

Шариф Шукуров, доктор искусствоведения

Работы скульптора

Зима
Зима
2000, мрамор, высекание, 120x см
Сергей Казанцев
Бюст. Композитор Александр Алябьев
Бюст. Композитор Александр Алябьев
бронза, литье
Сергей Казанцев
Творческая биография
Сергей Казанцев родился 23 мая 1946 года в г.Александрове Владимирской области. 
В 1967 году окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище, 1974 году – Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (мастерская Н.В. Томского). 
С 1977 года - член Союза художников России. 
Основные работы: «Пробуждение» (мрамор, 1988), «Атлантида» (мрамор, 1989), «Рождение Афродиты» (мрамор, 1991), «Волна» (мрамор, 1993), «Миланская весна» (каррарский мрамор, 1993), «Возрож...

Сергей Казанцев родился 23 мая 1946 года в г.Александрове Владимирской области. 
В 1967 году окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище, 1974 году – Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (мастерская Н.В. Томского). 
С 1977 года - член Союза художников России. 
Основные работы: «Пробуждение» (мрамор, 1988), «Атлантида» (мрамор, 1989), «Рождение Афродиты» (мрамор, 1991), «Волна» (мрамор, 1993), «Миланская весна» (каррарский мрамор, 1993), «Возрождение» (мрамор, 1996), «Прометей» (мрамор, 1998), «Времена года» (мрамор, 1999), «Пьета» (мрамор, 2001), памятник в Московском ОМОНе (искусственный камень, 2006). 

 

Произведения Сергея Казанцева находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа, Государственного исторического музея, Государственного музея музыкальной культуры, других музеях России, Грузии, Украины, а также в частных коллекциях Австрии, Италии, Германии, Великобритании, Греции, Польши, Америки и России. Сергей Казанцев награжден Серебряной медалью Академии художеств СССР и медалями ВДНХ.

показать большесвернуть
Гостевая книга