Виктор Борисов-Мусатов

Борисов-Мусатов Виктор

В.Э.Борисов-Мусатов (1870-1905) - художник-романтик, лирик. Преодолев традиционное художественное мышление, свойственное реализму XIX века, Мусатов пришел к созданию новой живописной системы, к выражению в пластике изобразительного искусства жизни человеческого духа, став, как и Врубель, основоположником символизма в русской живописи.

 

Он родился в Саратове, где получил первоначальное художественное образование. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-1891, 1893-1894), в Академии художеств и частной мастерской П.П.Чистякова в Петербурге (1891-1893). Начинал творческий путь с овладения приемов пленэрной живописи. Во время пребывания в Париже (1895-1897), где Мусатов обучался рисунку у Ф.Кормона, он самостоятельно знакомился с творчеством импрессионистов.

 

Овладев приемами импрессионистической живописи, Борисов-Мусатов обратился к разработке на этой основе декоративной картинной формы, к созданию панно, характерных для стиля модерн. Работы эти представляют собой сочиненные композиции лирико-романтического характера из прошлой жизни. Распространенный в искусстве рубежа веков уход в прошлое был своеобразным эстетическим протестом против прозаизма реальной действительности. Мусатов не стремился к воссозданию стиля определенного исторического периода, как художники "Мира искусства". Мусатовская старина, по словам самого художника, это "просто красивая эпоха", полная противоположность окружающей жизни. Высокая поэзия, покой и гармония видятся ему в той эпохе.

 

Картины Мусатова - живописные элегии, рожденные созвучиями нежных красок с преобладанием голубого тона, связанного у символистов с понятием духовного, певучими, как мелодия линиями; плавными ритмами; гармонией композиционного строя. Художник выражает в них тончайшие оттенки чувств, смену настроений.

 

Все Мусатовские холсты похожи на тканые ковры. Текстура - переплетение нитей, узелки, шероховатости - не скрывается тонкослойной матовой темперной краской. Все, что мы видим - лица и одежды женщин, зелень травы и деревьев, водная поверхность, - живописно равноценно, написано в одинаковой манере. Тем самым подчеркивается, что перед нами не иллюзия реальности, а лишь изображение на холсте, творение рук художника, плод его фантазии и мастерства.

 

Ощущая резкие диссонансы эпохи, полной драматических конфликтов, художник создает на своих полотнах целостный образ мира, исполненного духовности и красоты, мечтая привнести их в жизнь. Но горькое чувство призрачности счастья, иллюзорности мечты не покидает при этом автора, внося в его искусство ноты тихой грусти, окрашивая его в элегические тона.

 

Наследие Борисова-Мусатова невелико. Художник прожил короткую жизнь и скончался скоропостижно в расцвете своего таланта. Его творчество оказало большое влияние на все последующее развитие русского искусства.