Василий Васильевич Верещагин

Верещагин Василий Васильевич

ВЕРЕЩАГИН, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1842-1904), русский художник, мастер батальной картины. Родился в Череповце 14 (26) октября 1842 в семье помещика. В 1850-1860 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине гардемарина. Плавал в 1858-1859 на фрегате "Камчатка" и других кораблях в Данию, Францию, Англию. В 1860 поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 (неудовлетворенный системой преподавания). Посещал мастерскую Ж.-Л.Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864). Позднее активно участвовал в выставках "Товарищества передвижников".

Всю жизнь был неутомимым путешественником. Стремясь (по его собственным словам) "учиться на живой летописи истории мира", ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867-1868, 1869-1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза — в Индии (1874-1876, 1882). В 1877-1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888-1889 и 1902 США, в 1901 Филиппины, в 1902 Кубу, в 1903 Японию. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин.

В его батальных полотнах публицистически-остро, с жестким реализмом — и в то же время эпически-масштабно — раскрывается изнанка войны. Хотя его знаменитая "туркестанская серия" заключает в себе вполне определенный имперски-пропагандистский, официозный момент (художник при всяком удобном случае не прочь подчеркнуть "варварскую" неполноценность, "дикарство" противника), над победителями и побежденными всюду тяготеет чувство трагической обреченности, подчеркнутое тусклым желтовато-коричневым, воистину "пустынным" колоритом. Знаменитым символом всей серии стала картина Апофеоз войны (1870-1871, Третьяковская галерея), изображающая груду черепов в пустыне; на раме надпись: "Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим".

"Туркестанской" серии не уступает "балканская". В ней художник, напротив, бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига. Особенно впечатляет полотно Побежденные. Панихида (1878-1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887-1900) — с ее бравурными, несколько театральными эффектами (картина Не замай, дай подойти, посвященная русским партизанам, Исторический музей, Москва; и др.). Художник был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. Воспоминания (1894); большой интерес представляют также его Избранные письма (переизданы в 1981).

На своих выставках, вызывавших бурный резонанс и в России, и за рубежом, Верещагин выступал как настоящий виртуоз шоу-бизнеса. Его искусство оказало большое воздействие на развитие международного пацифистского движения.

Верещагин погиб во время русско-японской войны, 31 марта (13 апреля) 1904, при взрыве броненосца "Петропавловск" на рейде Порт-Артура (ныне Люйшунь, Китай). В Череповце существует дом-музей Верещагина.