Василий Тропинин

Тропинин Василий

Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) родился в селе Карповка Новгородской губернии в семье крепостных. В 1798-1804 годах учился в Академии художеств по классу С.С.Щукина. В 1823 году, после получения вольной, определен Советом Академии в "назначенные" за представленные работы: "Кружевница", "Старик - нищий" и "Портрет гравера Е.О. Скотникова", а в 1824 году удостоен звания академика.

 

Ранний период творчества Тропинина связан с Подолией, где находилось имение графа И.И.Моркова, владельца художника. Вынужденный прервать обучение в Академии, Тропинин самостоятельно развивал свое мастерство, постоянно работая с натуры. Портретные этюды детей графа Моркова отличает легкая тональность, с теплотой и серьезным отношением к миру детства исполнен "Портрет сына художника А.В. Тропинина" (около 1818 г.). К немногим образцам пейзажа принадлежит "Свадьба в селе Кукавке". Украинской темой навеян образ "Мальчика с жалейкой" - одного из лучших полотен Тропинина по тонкости и богатству живописи.

 

С 1820-х годов жизнь художника была всецело связана с Москвой. Он создает портреты деятелей русской культуры, людей различного общественного положения. Атрибуты, бытовые детали, пейзажный фон раскрывают привычки и род занятий портретируемого, например, в "Портрете Карла Брюллова" (1836) или "Портрете Ю.Ф. Самарина" (1846), вносят романтический или сентиментальный акцент, как в "Портрете А.И.Барышникова" (1829), друга А.С. Грибоедова, изображенного на фоне усадьбы Петрово-Дальнее.

 

Особой популярностью пользовались жанрово-портретные картины Тропинина -"Кружевница" (1823), "золотошвейка" (1826), "Пряха". Простота и правдивость удачно сочетаются в них с миловидной грацией натуры. Более глубоким пониманием народного характера, сочувственным отношением к простому человеку проникнуты образы "стариков", "ремесленников", "слуг", созданные в 1830-1840-е годы.

 

"Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль" (1846) написан после избрания Тропинина почетным членом Московского художественного общества. В этом зрелом произведении мастера предстает цельная и ясная натура художника, стремившегося в своем творчестве к правде и красоте.