Валентин Серов

Серов Валентин

Валентин Александрович Серов (1865-1911) - сын известного композитора А.Н.Серова, друг и сподвижник К.А.Коровина, Ф.И.Шаляпина, А.Н.Бенуа, оказывается в центре важнейших художественных процессов, во многом определяя их основные вехи и рубежи.

 

Уже первый "шаг" творческого развития Серова - "Девочка с персиками" (1887; портрет В.С.Мамонтовой) - стал смелым выходом за пределы устоявшихся эстетических представлений. Образ сидящей за столом девочки воплощает гармонию светлого и ясного дня. В солнечном пленэрном свечении красок, живописной импровизации, динамике пространственных планов, свободном взаимопроникновении жанров: портрета, интерьера, натюрморта и пейзажа - преломляются поиски Серовым (и членами Абрамцевского кружка) "отрадного" - новой жизненной Красоты.

Написанные в Абрамцеве и в усадьбе Дервизов Домотканово (под Тверью), портретные образы этого периода несут на себе печать душевной проникновенности, слиянности человека и природы, доверительного "диалога" со зрителем: "Девушка, освещенная солнцем" (1888; портрет М.Симонович) и др. Пейзаж - важнейшее направление раннего творчества Серова. Торжественная отстраненность, сосредоточенность образов заповедных уголков ("Заросший пруд. Домотканово", 1886) доносит до зрителя трепетное "дыхание" жизни, хрупкость переходных состояний природы ("Осенний вечер. Домотканово", 1886). Традиционный левитановский "пейзаж настроения" становится пейзажем созерцания, пейзажем переживания.

 

1890-1910-е годы - расцвет творческого дарования Серова. Портретист, уникальный живописец и график, он пробовал свои силы в области книжных иллюстраций, монументально- оформительском, театрально-декорационном искусстве. В широком диапазоне созданных им образов - от крестьян до членов царской фамилии - находят отражение общие процессы культурной и общественной жизни России на рубеже XIX-XX веков, а также появление новых универсальных личностей - меценатов, предпринимателей.