Николай Ярошенко

Ярошенко Николай

Никола́й Алекса́ндрович Яроше́нко (1 [13] декабря 1846, Полтава — 26 июня [8 июля] 1898, Кисловодск) — русский живописец и портретист.

 

Николай Александрович Ярошенко родился 13 декабря 1846 года в Полтаве (Российская Империя) в семье отставного генерал-майора. Родители будущего художника хотели, чтобы старший сын продолжил военную карьеру (отец вышел в отставку генерал-майором, мать была дочерью отставного поручика) и не придавали особого значения художественному таланту мальчика. 


В 1855 году 9-летнего Николая определили в Полтавский кадетский корпус, по окончании которого в 1863 году, он поступил в петербургское Павловское пехотное училище. Обучение будущий военный инженер в 1867 году продолжил в Михайловской артиллерийской академии и одновременно стал посещать Академию художеств. Еще он брал частные уроки рисования, работал в мастерской Андриана Марковича Волкова (1829-1873) и посещал вечерние классы школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской.

 

Ещё в Полтаве его учителем живописи был бывший крепостной Иван Кондратьевич Зайцев (1805-1887).

 

Окончив с отличием Академию в 1869 году, Николай Ярошенко получил назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге, где прослужил более 20 лет.

 

В 1874 году он экстерном окончил Академию художеств. За годы обучения он сблизился с художниками-передвижниками и писателями из журнала «Отечественные записки». На «субботах» в его квартире собирался цвет интеллигенции. 

 

В 1875 году Ярошенко дебютировал на 4-й Передвижной выставке с картиной "Невский проспект". Годом позже он вступил в члены Товарищества и сразу же был избран в правление[1]. Оставаясь его ведущим представителем вместе с Иваном Николаевичем Крамским, более 10 лет Ярошенко после смерти учителя был его преемником и выразителем его идей. Если Крамского называли «разумом» передвижничества, то Ярошенко – его «совестью».

 

В 1874 году он женился на Марии Павловне Невротиной, курсистке, бестужевки, общественной деятельницы[1]. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Первые кавказские пейзажи, которые художник писал во время свадебного путешествия, вызвали восторг публики. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Поэтому, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор».

 

В 1885 году Ярошенко приобрёл в Кисловодске дом, называемый «Белой Виллой», где семья проводила лето. К ним приезжали многочисленные друзья и гости - писатели, артисты, учёные, частые гости «ярошенковских суббот» в Петербурге: Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев, актриса Полина Стрепетова.

Не забывали коллегу и художники: Репин, Нестеров, Ге, Дубовской, Касаткин, Куинджи[3]. У Ярошенко собирался укрыться Лев Толстой, когда планировал свой первый побег из Ясной Поляны[2]. Радушные хозяева пристроили к своему пятикомнатному дому несколько флигелей, а с росписью в технике фресок Помпеи помогли сами гости дачи. На "Белой Вилле" Ярошенко жил и работал вплоть до самой смерти.

В 1892 году по состоянию здоровья Николай Александрович Ярошенко, исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора.

 

В 1897 году, несмотря на мучивший его туберкулёз трахеи, Ярошенко отправился в путешествие по России и миру: Поволжье, Италия, Сирия, Палестина, Египет. Из странствий он привёз множеством картин, эскизов, этюдов, портретов и графических работ.

Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры[2]. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Через год на его могиле был установлен памятник – бронзовый бюст художника на  чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета – друг художника Л. В.Позен.