Николай Гё

Гё Николай

Творчество художника-мыслителя, страстного правдоискателя Николая Николаевича Ге (1831-1894) отличает особая напряженная эмоциональность и тесная связь с наиболее радикальными социально-нравственными идеями русской общественной мысли.

Ге родился в Воронеже и был внуком обрусевшего французского эмигранта. Ранние годы жизни провел на Украине. Окончил 1-ю Киевскую гимназию, отличавшуюся свободомыслием преподавателей (в том числе историка Н.И.Костомарова). В 1847-1848 годах учился на математическом отделении философского факультета Киевского университета. В 1850 году, после недолгого обучения в Петербургском университете, поступил в Академию художеств, где учился по классу исторической живописи у П.В.Басина.

По окончании Академии жил и работал в Италии (1858-1869), не порывая связей с Россией и вдохновляясь идеями А.И.Герцена и его круга. Первые работы Ге исполнены в традициях К.П.Брюллова и в основном посвящены сюжетам из античной и библейской истории, в изображение которых он вкладывал рожденное современностью чувство протеста против деспотизма и произвола ("Смерть Виргинии", 1858). Важное значение для Ге имело значение знакомство с творчеством А.А.Иванова, влияние которого отразилось и в ярко эмоциональных пейзажах художника, и прежде всего в главном направлении его искусства - воплощении через своеобразное истолкование евангельских сюжетов драматических коллизий действительности, "противоположных начал, свободных выбору человека" (слова художника).

В конце 1860-х годов, вернувшись в Россию, Ге стал одним из инициаторов (вместе с Г.Г.Мясоедовым) создания товарищества передвижников, "гвоздем" первой выставки которых была картина "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" (1871). В ней присущее Ге восприятие истории как борьба идей и воли воплотилось в чрезвычайно убедительном изображении драмы царя-преобразователя, встретившего в лице сына врага делу своей жизни.

В 1875 году Ге пережил определенный кризис и долго почти не занимался живописью, посвятив себя воспитанию детей и хозяйствованию на хуторе Плиски Черниговской губернии. Но с 1884 года начался новый, особенно значимый период его творчества, отмеченный духовным сближением с Л.Н.Толстым. Памятью об этой дружбе стал портрет писателя (1884).

Работы Ге конца 1880-1890-х годов посвящены изображению крестного пути Христа, являющегося в них как прообраз вновь и вновь казнимой на земле человечности, и отличаются страстной, порой исступленной экспрессией.