Жан Этьен Лиотар

Лиотар Жан Этьен

ЛИОТАР, ЖАН ЭТЬЕН (Liotard, Jean Etienne) (1702–1789), швейцарский художник, мастер портрета в стиле рококо.

Родился в Женеве 22 декабря 1702 в семье ювелира, эмигранта из Франции. Учился в женевской мастерской Д.Гарделя, а с 1723 – в Париже у Ж.Массе. Уже в ранний период специализировался на портрете, в том числе и миниатюрном; излюбленной его техникой стала пастель. С тех пор, как французский посланник взял его с собою в Неаполь (1735), начались его странствия по Европе. Лиотар аботал в Риме (1736), Константинополе (1738–1742), Вене (1743–1745), Венеции (1745), Дармштадте и Лионе (1746–1747), Париже (1748–1753), Лондоне (1753–1755, 1772–1774), побывал также в Валахии (Румынии) и Голландии. С 1758 жил в основном в родном городе.

Перегруженный заказами, часто портретировал сильных мира сего (папу Климента XII, императрицу Марию Терезию, принца Уэльского и др.), однако так и не сделал придворной карьеры, оставшись свободным гражданином. В Турции увлекся Востоком, изображал себя в традиционных местных одеяниях (Автопортрет, 1743, Галерея «Старые мастера», Дрезден) и впоследствии ими щеголял – из-за чего его порой даже шутливо называли «турком». Придерживался гладкой, мягко скругляющей формы манеры письма и гармоничных, равновесно «холодно-теплых» красочных гамм. Интимная задушевность и оживление, присущие портрету рококо в целом, обычно не обезличивались у Лиотара, сочетаясь с достаточно тонким вниманием к индивидуальному характеру (Мадам д"Эпине, 1759, Музей искусства и истории, Женева). Однако все же самыми популярными его вещами стали типажные портреты, поэтизирующие женственность как таковую (Прекрасная шоколадница, 1743–1745; Прекрасная читательница, 1746; обе работы – галерея «Старые мастера», Дрезден). В поздние годы писал также простые по мотиву, тонально-изысканные натюрморты, близкие по духу искусству Ж.Б.С.Шардена (Груши, инжир и сливы, 1782, Музей искусства и истории, Женева).
 

Энциклопедия "Кргосвет"