Илья Репин

Репин Илья

Творчество великого художника-реалиста Ильи Ефимовича Репина (1844-1930) - одна из вершин русского искусства XIX века.

Илья Репин родился в Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца. Первоначальные художественные навыки приобрел в Чугуевской школе военных топографов и у местных иконописцев. С 1863 года учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников и в Академии художеств (1864-1871). Большую роль в формировании и развитии живописца сыграли советы П.П.Чистякова, тесная связь Репина с возглавлявшейся И.Н.Крамским Артелью художников, дружба с критиком В.В.Стасовым.

Значительность, самобытность дарования Репина ярковыразилась уже в академических работах - прежде всего в конкурсной "программе" - "Воскрешение дочери Иаира" (1871), где изображение евангельского сюжета - чуда возвращения Христом жизни мертвой девушке - наполнено возвышенным и благоговейным чувством тайны человеческого бытия.

В 1873-1876 годах Илья Репин в качестве пенсионера академии художеств жил и работал во Франции, где изучал искусство старых мастеров и первым из русских художников высоко оценил достижения импрессионистов, влияние которых прослеживается в некоторых его работах.

По возвращении в Россию Репин около года жил в родном Чугуеве, затем поселился в Москве и являлся одним из активнейших деятелей Абрамцевского художественного кружка С.И.Мамонтова. В 1882 году переехал в Петербург, близ которого в 1900 году купил дачу "Пенаты" (Куоккала), где провел последние десятилетия жизни. с середины 1870-х годов был непременным участником передвижных выставок, с неистощимой энергией работал в самых различных жанрах, обращаясь к современным и историческим, литературным и легендарным образам и темам.

Присущий Илье Репину жадный интерес к жизни во всех ее проявлениях, конкретность и острота его мировосприятия с большой силой выразились в портретном творчестве живописца, отличающемся динамическим психологизмом, богатством композиционных и колористических решений, соответствующих физической и внутренней неповторимости его моделей, принадлежавших к самым разным слоям и сословиям русского общества, - крестьян и аристократов, ученых, священнослужителей и др.