Важное место в творчестве Василия Верещагина занимала тема Востока. Его интересовали история, культура, быт живущих здесь народов. «Туркестаанская серия» написанна в 1871—1873 годах в Мюнхене под впечатлением от его пребывания в Средней Азии в 1867—1868 и 1869—1870 годах. "Двери Тимура (Тамерлана)" – одна из картин серии, ставшей результатом двух поездок художника в Туркестан. С документальной точностью изображает мастер декоративный резной орнамент дверей мавзолея Гур-Эмир в Самарканде, яркие экзотические одежды вооруженных стражников. Одновременно статичность композиции, позы воинов, застывших у дверей, создают ощущение устойчивости, незыблемости жизни Востока в противовес динамике европейской цивилизации. Неслучайно И.Н.Крамской писал: "Эти тяжелые, страшно старые двери с удивительной орнаментацией, эти фигуры, сонные, неподвижные, как пуговки к дверям, как мебель какая-нибудь, как тот же орнамент, так переносят в Среднюю Азию... что напишите книг, сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина"
Третьяковская галерея
Комментарии