Картина «Вид на Волге. Барки» Федора Александровича Васильева разворачивает перед зрителем величественную панораму волжских просторов с высоким голубым небом, исполненную торжественного звучания.
Введя в пейзаж бытовой мотив с барками и бурлаками, художник стремится прежде всего подчеркнуть гармонию человека и природы. Невольно возникает сравнение с картиной И. Е. Репина «Бурлаки на Волге». Известно, что многие живописцы совершали путешествие по этой реке и видели тяжкий труд бурлаков-невольников, подобные сюжеты встречаются и у других мастеров этого времени. Но Васильев, оставаясь верным пути художника-пейзажиста, не пытается призвать зрителя к социальному прочтению полотна, а стремится возвысить восприятие увиденной им природы до общечеловеческих чувств и настроений. Мастерски переданная сложная «жизнь» неба содержит в себе гамму «очеловеченных» переживаний - драм и радостей, душевных потрясений и воскресения духа. Одаренный тонким восприятием цветовых оттенков и переходов, Васильев неподражаем в колористическом решении полотен - теплая золотисто-коричневая ткань земли и солнечный свет удивительно нежно подчеркивают прозрачную синеву неба и водных пространств.
http://muzei-mira.com/
После смерти Васильева, умершего от туберкулёза в 1873 году в возрасте 23 лет, Павел Третьяков очень хотел приобрести эту картину для своей коллекции. 8 января 1874 года он писал художнику Ивану Крамскому:
Я решил, что для известной уже Вам моей цели, мне непременно нужно иметь Васильева пейзаж с барками, так как этот экземпляр дает понятие, какой бы он также был замечательный маринист; и вот я вчера послал Вам телеграмму; я уверен, что Вы сочувствуете моей такой усиленной любви к произведениям Васильева… |
Тем не менее, Третьякову так и не удалось получить эту картину.
Комментарии