Полотно «1918 год в Петрограде» авторства Кузьмы Петрова-Водкина имеет негласное второе название: «Петроградская Мадонна». В работе очень четко можно увидеть черты иконописи, но явно в новом прочтении и переосмыслении художника.
На картине мы видим женщину, которая кормит ребенка. Так как городской пейзаж изображен в удаленной перспективе, и за спиной женщины мы видим балконные перила, мы понимаем, что она стоит на балконе городского дома. Её черты лица суровы, сдержанны, спокойны, в глазах видна печаль и усталость. Женщина написана художником в иконописном стиле, поэтому, как и на иконах, её взгляд обращён к зрителю. Волосы, как и на всех образах у Девы Марии, убраны под платок. Так как Кузьма Сергеевич воспринял революцию в России как великое и грандиозное событие, многие предметы и вещи несут двойной смысл. К примеру, алую накидку на плече можно трактовать как в иконе символом, победы жизни над смертью, а можно и как символ революции. Голубой дом на заднем плане считают символом надежды на прекрасное будущее, но при этом можно разглядеть, что окна в этом здании разбиты или затянуты паутиной, что вызывает чувство печали и уныния. Очереди на улице, ведь как известно, 1918 год был голодным и сложным, тоже вносят особый диссонанс к образу матери.
Многие искусствоведы склоняются к тому, что образ молодой женщины полотна «1918 год в Петрограде» является переходным от образа Богоматери к образу Родина-Мать. Полотно же в целом говорит нам, что несмотря на всю сложность времени и эпохи, жизнь продолжается и надежда на будущее, скорее всего не безоблачное, всё-таки есть.
Комментарии