Изображение Петра I на смертном ложе исполнено ощущения торжественности момента. Художник скорбит о потере и полон чувства глубокого уважения к почившему. Под кистью мастера живописное произведение звучит как реквием. И этим его творение отличается от картины Иоганна Таннауера («Петр I на смертном ложе». 1725, ГЭ), в которой немецкий живописец, очевидец похорон, дал натурно достоверное, но отстраненное изображение почившего императора.
Портрет Никитина создан как будто в один сеанс, как этюд, почти a la prima. Он дает наглядное представление о манере письма живописца, работавшего легкими жидкими мазками, сквозь которые просвечивает красно-коричневый грунт. Именно такой грунт почти всегда использовал Никитин.
В изображении Петра I на смертном ложе, полном напряженного трагизма, Никитин сумел проявить всю силу своего живописного дара, весь свой талант глубокого и проницательного психолога.
Комментарии