«Утренний натюрморт» Кузьмы Петрова-Водкина — настоящая поэма о вещах, о пространстве, их разъединяющем и связующем, о «тихом», рассеянном свете нового наступившего дня. Холст написан в нежной гамме просветленных, чуть матовых; красок: синевато-сиреневые колокольчики и желтые, раскрывшиеся от света, одуванчики на фоне розоватых досок дачного стола. Все, — так же как и во многих других работах мастера, — приближено к глазам зрителя. Вещи и уходят в глубину и не могут уйти. Их форма ясна и определенна. Никелированный кофейник своими кристаллически четкими гранями светло отражает окружающие предметы. Художник отмечает неправильность этого отражения. Прозрачный граненый стакан с чаем «ломает» ложку, лежащую за ним. Однако, подчеркивая эти искажения, живописец как бы выясняет их строгую закономерность, зависимость от реальных свойств предметов. Зрение — утверждает своим натюрмортом художник — обманывает нас, но эти «обманы» можно исследовать и понять.
Петров-Водкин вводит в свое произведение живое существо — собаку. Животные часто проникали в мир мертвой натуры, например в работах голландцев. У шутников-голландцев кошки и собаки как бы рекламировали подлинность изображенных в картине соблазнительных яств, урывая от них свой лакомый кусочек. Петров-Водкин уготовил своему псу иную роль. Пес отличается от предметов неживой природы своей одушевленностью. Он не отражает, как холодный никелированный кофейник, а смотрит. Собака напоминает о близком присутствии человека. Человек не только смотрит — он познает природу. Он не перестает изумленно восхищаться многообразием ее проявлений. Это изумленное восхищение Петров-Водкин передает средствами своего искусства. Он свято выполняет собственную заповедь: «...холст до последнего мазка должен одрагоцениваться живописью, иначе все, рассказанное на нем, будет не более как предметным наименованием, то есть натурализмом...»
http://artpoisk.info/
Комментарии