Полотно "Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы" стало одним из самых смелых и значительных среди произведений молодого художника. Вместе с ним в каталоге выставки впервые появились строки из неоконченной и неопубликованной поэмы Тернера «Обманчивость надежды».
Строками своей поэмы Тернер расширяет исторический контекст картины, на которой перед зрителем предстает повергающее в трепет зрелищ, повергающих в трепет природных стихий. Крупный формат полотна подчеркивает незначительность слабых человеческих фигурок, ставших жертвами природы. Замысел Тернера сочетает эмоциональное воздействие пейзажа с нравственными и интеллектуальными задачами исторической живописи.
Сюжет основывается на повествовании Тита Ливия о сражениях карфагенянина Ганнибала с представителями местных племен во время перехода через Альпы в Италию в 218 году до н.э. В качестве места действия Тернер выбирает долину Аоста, где сам побывал во время путешествия на континент в 1802 году. Сражение, которое зритель видит чуть сверху, разворачивается через всю картину, уходя вдаль (на горизонте виден один из легендарных слонов Ганнибала). Пряча повторяющиеся фигуры солдат и их копий в туманном вихре неистовствующей бури, Тернер наделяет как сражение, так и окружающий пейзаж ощущением бескрайности.
Кроме истории Ганнибала в картине наличествует и современный подтекст. Тернер отсылает зрителя полотна к картине современного французского художника Жака-Луи Давида «Наполеон на перевале Сен-Бернар» (1800), которую Тернер видел во время путешествия в Париж в 1802 году. Картина самого Тернера, написанная в разгар войны с Францией, когда Наполеон вел наступление на Россию, по всей видимости, отсылает к недавнему вторжению Наполеона в Тирольские Альпы. Снежная буря может быть рассмотрена как предзнаменование краха амбиций как Карфагена, так и наполеоновской Франции.
Комментарии