О картинах Марии Башкирцевой писали Эмиль Золя и Анатоль Франс. Ее дневниковыми записями, изданными в 1887 году в Париже, а позже и в России, зачитывались Чехов и Толстой. Ее образное видение мира приводило в восторг Брюсова, Цветаеву, Кандинского... И, хотя большинство ее работ погибло в Великую Отечественную войну в бывшем полтавском имении ее семьи, ее личность до сих пор считается одной из самых притягательных личностей в истории русской живописи.
О картине Марии Башкирцевой "Весна" (1884г)
Женщина, прислонившись к дереву, сидит на траве - закрыв глаза и улыбаясь, словно в сладчайшей грезе. А вокруг мягкие и светлые блики, нежная зелень, розово-белые цветы яблонь и персиковых деревьев, свежие ростки, которые пробиваются повсюду. Эскизы написаны в старом саду в Севре - были и фиалки, были и цветущие ветви фруктовых деревьев, и дорожка, уходящая вдаль, и дремлющая в истоме женщина, для которой тщательно подбиралась модель: "Была в Севре, но скоро возвратилась. Натурщица моя совсем не подходит для деревенской девушки, и я опять возьму нашу судомойку. С этой Армандиной дело не пойдет на лад: очень уж отдает от нее балетом... Нет, мне нужно настоящую здоровенную девицу, которая не то дремлет, не то мечтает на жарком воздухе и которой завладеет первый встречный парень".
Комментарии