В 1865 году Клод Моне работал недалеко от Парижа над большой картиной «Завтрак на траве». Законченное полотно не удовлетворило художника, и он уехал в Париж, оставив картину в качестве залога хозяину дома в Шайи.
По возвращении Моне нашел холст сильно пострадавшим от сырости и, спасая картину, разрезал ее на три части. Левая и центральная части картины уцелели и находятся одна в Лувре, другая — в частном собрании в Париже; правая часть холста считается утраченной..
Очевидно, Моне не отказался от мысли написать картину на эту тему, и, будучи в 1866 году снова в Шайи, он пишет уменьшенный вариант большой композиции. Вероятнее всего, что этим вариантом и является данная картина. Такое предположение подтверждается датировкой картины (она была написана на год позднее первоначального, испорченного холста, и поэтому вряд ли может быть предварительным эскизом к нему), а также сопоставлением ее с парижскими фрагментами..
В этой картине «Завтрак на траве», находящейся в ГМИИ, композиции вся сцена написана мягче, в ней отсутствуют резкие контрасты, характерные для уцелевших парижских фрагментов. Более совершенное живописное воплощение темы тоже склоняет к мнению, что московское полотно возникло после картины и является ее повторением..
В картину «Завтрак на траве» в качестве персонажей Моне ввел несколько реальных моделей. Для женских образов позировала невеста художника Камилла Донсье; две фигуры в картине (одна из них — фигура сидящего молодого человека с бакенбардами) отождествляют с другом Моне, живописцем Альбертом Ламброном; трижды Моне повторяет фигуру Базиля (стоит слева и в центре и сидит на траве под деревом на переднем плане)..
В настоящее время это полотно является уникальным произведением, сохранившим общий замысел ранней большой работы Клода Моне.
Комментарии