В декабре 1915 года в Петербурге на выставке со странным названием «0, 10» в ансамбле из почти сорока беспредметных картин Казимира Малевича экспонировалась работа «Четыреугольник»; в каталоге она значилась первой, а в зале экспонировалась выше других, на стыке двух стен — в «красном углу». Это был тот самый «Черный квадрат» (за картиной закрепилось именно такое название, хотя в Третьяковскую галерею она поступила — очевидно с подачи автора — как «Черный супрематический квадрат»1), ставший одним из самых известных и самых дискуссионных произведений в истории мирового искусства. Споры о нем не утихают ровно сто лет, временами приобре- тая такую остроту, словно речь идет о явлении сегодняшнего дня, от оценки которого зависят судьбы будущей культуры. Поэтому, прежде чем рассматривать «Черный ква- драт» в одном ряду с признанными шедеврами Третьяковской галереи, следует предварить возможные вопросы, недоумения или даже протесты.
Насколько произведение Малевича соответствует самому понятию шедевра? Не является ли его признание результатом тотальной мистификации, гипнотическим воздействием пропагандистов, преследующих свои, скорее всего неблаговидные цели? Проще говоря, не попадает ли зритель в ловушку, описанную в сказке Х.К. Андерсена «Новое платье короля»? Скажем сразу: эти опасения напрасны. История искусства не знает случаев столь длительного массового помрачения рассудка и вкуса. В андерсеновской сказке, как мы помним, нагота короля стала очевидной для всех тотчас после замечания ребенка — с картиной Малевича ничего подобного не произошло, хотя она постоянно подвергается публичным «разоблачениям». И, конечно, уже не произойдет.
Ирина Вакар. — М. : Гос. Третьяковская галерея, 2015
"Все говорят: квадрат, квадрат, а у квадрата уже выросли ножки, он уже бегает по свету..."
К. Малевич. Из беседы с учениками
Комментарии