БАБУШКИН САД

1878, холст, масло, 65x54 см
Бабушкин сад, 1878, Поленов Василий, Третьяковская галерея картины художника ArtRussia
смотреть в масштабе

Описание работы

В картине «Бабушкин сад» Василия Поленова изображен усадебный дом, окружённый садом, что и в картине «Московский дворик». Художник снимал квартиру в этом доме в центре первопрестольной столицы, недалеко от старого Арбата, близ Храма Спаса Преображения, на углу Трубниковского переулка с июня 1877г. 

Московский особняк и сад вокруг него играют в картине важную роль, давая зрителю наглядное представление о центре города того времени. После опустошительного пожара 1812 года Москва застраивалась дворянскими особняками в стиле классицизма. Представительность деревянным строениям придавали лепные украшения, штукатурка под каменную кладку, портик с колоннами и фронтоном. На картине, правда, усадебный дом выглядит уже несколько обветшало, штукатурка с изъянами, колонны и каменные ступени выщерблены.

В русской живописи Василий Поленов считается одним из зачинателей «пейзажей настроения» вслед за А.К.Саврасовым, перед И. И. Левитаном и К. А. Коровиным.

Если в «Московском дворике» открытое пространство, залитое солнечным светом, создаёт радостное настроение, то в «Бабушкином саду» замкнутость внутри затенённого сада вызывает у зрителя иные ассоциации.

В сюжет своих картин В. Поленов вводит не только природные и архитектурные мотивы, но и сценки повседневной жизни, называя это «пейзажным бытовым жанром». Будучи потомком дворянского рода, художник создает убедительные образы обитательниц «дворянского гнезда», что придает настроению картины ностальгический характер и вносит оттенок литературности. Композиционное решение перекликается с театральными постановками, посвящёнными уходящему миру российского дворянства, по произведениям русских классиков от И. С. Тургенева до А. П. Чехова.

Внимание и любовь к природе художник проявлял с раннего детства. Принципы пленэрной живописи Василий Поленов во многом воспринял от импрессионистов, с картинами которых знакомился во время зарубежной стажировки в качестве пенсионера Академии художеств.

 

Своё отношение к творчеству художник выразил кратко:

  Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит.