КУПАНИЕ КРАСНОГО КОНЯ

1912, холст, масло, 160x186 см
Купание красного коня, 1912, Петров-Водкин Кузьма Сергеевич, Третьяковская галерея картины художника ArtRussia
смотреть в масштабе

Описание работы

Картина "Купание красного коня" Петрова-Водкина стала для современников символом грядущих социальных перемен, в ней передано «ощущение дыхания времени».

«У меня было три варианта, – вспоминал художник, – в процессе работы я предъявлял все больше требований чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание, и дали бы картине социальную значимость».

Автор сумел соединить традиции русской иконы, ранней итальянской фрески и неоклассические тенденции. Холодные краски водоема и округлые линии берега словно «выдвигают» чудесного «огнеподобного» коня вперед, кажется, что он уже не в картине, а перед ней. Исследователь искусства Д.В.Сарабьянов, анализируя картину, писал о ней так: «Символ… очень вместителен, в нем есть нечто от блоковской «степной кобылицы», в образе которой собралось… прошлое России, ее трудная современность и то вечное, непреходящее, что останется за ней навсегда».

Третьяковская галерея

 

"В деревне была гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой, - рассказывал Петров-Водкин. - Я начал писать вообще купание. У меня было три варианта. В процессе работы я предъявлял все больше и больше требований чисто живописного значения, которые уровняли бы форму и содержание и дали бы картине социальную значимость". (К.С. Петров-Водкин: Письма. Статьи. Выступления. Документы. М., 1991, с.304). Но метаморфоза деревенской лошаденки превзошла все ожидания.

Огромный пламенно-красный конь как бы распластан на поверхности холста. Со всех сторон его окружает плотная сине-зеленая масса, изрезанная складками наподобие горных хребтов или застывшей лавы. Золотистая фигура юноши-всадника тонкостью своей подчеркивает литую мощь коня. В верхней части холста, там, где при обычной точке зрения изображают небо, - дугообразная полоска розового берега с облачно-округлыми кустами. Слева и справа под ней - фигурки мальчиков, купающих лошадей. Тем самым обозначена точка зрения как бы с высоты птичьего полета, благодаря чему красный силуэт первого плана воспринимается еще более монументальным.

С. Даниэль "Русская живопись", издательство "Аврора", Санкт-Петербург, 1999