Корин начал работать над портретом осенью 1945-го, а закончил в декабре того же года. Маршал требовал от художника справиться с работой как можно скорее, и для продолжения работы Корину пришлось ехать в разрушенный войной Берлин, потому что Жуков не мог задерживаться в Москве надолго. Берлин в это время продолжал находиться на военном положении, и туда допускались только военнослужащие. Поэтому Корин для беспрепятственного проезда получил звание капитана. Между сеансами художник много ходил по разрушенному городу, проникаясь тем духом и той атмосферой, в которой пришлось действовать его герою.
Положив последний мазок, Корин показал портрет ЖУКОВУ. «Мне нравится. И лицо полевое. Спасибо». – «А что значит „полевое“?» – спросил художник. «Такое, какое бывает на поле битвы», – ответил маршал. Затем достал официальный бланк и написал в адрес председателя Комитета по делам искусств: «Мой портрет, написанный тов. Кориным П.Д., я считаю, выполнен хорошо. Он правдиво отражает действительность».
Художник мог бы написать героя и не в парадной форме, а в «рабочей», в будничной обстановке штабного кабинета. Но перед автором стояла задача создать портрет парадный. Поэтому особенно тщательно Корин изобразил знаки воинской доблести маршала – зримую биографию его боевой славы. На портрете ордена и медали вспыхивают всеми цветами радуги, как фейерверк, салют Победы! На мундире почти нет свободного места: три ордена Красного Знамени, ордена Суворова, Александра Невского, Ленина, два ордена Победы, Золотая Звезда Героя Советского Союза, награды союзников... И контрастом к ним выписано чеканное, почти монохромное в цвете лицо. Рука, сжатая в кулак, показывает силу характера Жукова и вместе с тем грозно предупреждает врага о мощи советского оружия.
Суть портрета Жукова не исчерпывается внешним сходством, хотя оно абсолютно. В произведении слышится гром войны и эхо Победы, в нем воплощена гордость за людей, свято веривших в торжество добра. Изображение конкретной личности стало портретом целой эпохи.
Комментарии