Создавая парные картины «Туманное утро в Италии» (1864) и «Буря на Ледовитом океане» (1864), художник ставил перед собой задачу показать природу знойного юга рядом с суровым северным пейзажем. Благодаря удачному цветовому решению эти контрастные по содержанию полотна производят впечатление удивительной гармонии.
Айвазовский в «Буре на ледовом океане» для придания пейзажу большей реалистичности меняет привычную цветовую гамму: море вместо голубого цвета начинает отливать темно-изумрудным оттенком. Ему вторит свинцовый цвет неба, которое, как это бывает часто на картинах Айвазовского, практически слито с водной поверхностью. Кажется, что еще чуть-чуть – и почувствуешь холодное дыхание Ледовитого океана! И каким же контрастом выглядит теплое море в Италии, окрашенное ласковым розовым солнцем!
Отдельно скажем о сюжете картины. На ней изображено не только разбушевавшееся море(популярная, в общем, тема, к которой успели обратиться еще голландские художники XVII века), но и спасение человека. Это довольно редкий случай в истории живописи, ведь до этого художники, изображая кораблекрушение, стремились акцентировать внимание на ужасающих последствиях катастрофы: обломках корабля, обезображенных трупах.
Айвазовский же одним из первых изобразил борьбу человека с водной стихией, тем самым значительно расширив тематический арсенал маринистов. Все дальнейшее творчество художника, так или иначе, будет стремиться решить поставленную проблему – разумеется, в пользу бесстрашного человека в лодке. И уже в «Буре на Ледовитом океане» художник, несмотря на свое желание выдержать картину в грозных тонах а-ля «Девятый вал», дает смельчаку надежду на спасение в виде лучей солнца, начинающих проглядывать сквозь тяжелые облака.
Комментарии