Выставка фламандского художника Якоба Йорданса откроется в Пушкинском музее 17 сентября

Выставка фламандского художника Якоба Йорданса откроется в Пушкинском музее 17 сентября
27 Августа 2019, Вторник

Масштабная экспозиция "Русские Йордансы", которая представит все самые значимые работы фламандского художника Якоба Йорданса, находящиеся в музеях России, откроется в ГМИИ имени Пушкина 17 сентября, сообщает пресс-служба учреждения.


Йорданс является одним из выдающихся представителей фламандского барокко. Его работы появились в России во второй половине XVIII века, когда Екатерина II для основанного в 1764 году Эрмитажа скупила его картины. Вслед за Екатериной русская аристократия стала собирать картины фламандских мастеров Золотого века, и, в частности, произведения Якоба Йорданса.


На выставке впервые будут показаны практически все произведения мастера, которые находятся в собраниях российских музеев: ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Нижегородского государственного художественного музея и Пермской государственной художественной галереи. Одна из работ художника предоставлена Свято-Троицкой Александро-Невской лаврой (Санкт-Петербург). В экспозиции 18 картин и 31 рисунок, отражающие основные этапы творческой биографии мастера, разнообразие видов и жанров, в которых он работал, и эволюцию его стиля.


Якоб (Жак) Йорданс (1593–1678) — один из самых значительных живописцев фламандской школы наряду с Рубенсом и Ван Дейком. Он работал практически во всех жанрах: создавал картины на религиозные, мифологические, исторические сюжеты, писал портреты и натюрморты, отдавая предпочтение бытовым композициям с элементами бурлеска. В юном возрасте Йорданс начал учиться живописи у популярного в свое время антверпенского исторического живописца и портретиста Адама ван Ноорта, который сейчас также известен как один из учителей Рубенса. Произведения Йорданса отличают барочная выразительность пластических форм, прославляющая красоту и изобилие материального мира, торжественное звучание колорита и изобретательность в построении композиции. Он уравнял в своих работах возвышенные и земные темы, что отвечало общей жизнеутверждающей направленности фламандского искусства. В творческом формировании художника важным этапом стало такое интернациональное течение, как караваджизм, однако Йорданс остался независимым в глубоко индивидуальных живописных приемах и тематике своего искусства.


В названии выставки «Русский Йорданс» сделан акцент на том, что в экспозиции объединены работы художника, находящиеся именно в российских собраниях. Большинство из них оказались в России уже во второй половине XVIII века и происходят из лучших европейских коллекций того времени: британской (Роберта Уолпола), французской (Пьера Кроза), немецких (Эрнеста Гоцковского и графа Генриха фон Брюля). Часть картин была куплена императрицей Екатериной II для основанного в 1764 году Эрмитажа. Именно Екатерина II приобрела из одного берлинского собрания монументальную работу Йорданса «Оплакивание Христа», а затем подарила ее Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. Русская аристократия вслед за императрицей стала собирать картины фламандских мастеров золотого века, и, в частности, произведения Йорданса.

 

Российские музеи обладают интересной, хотя и численно небольшой, коллекцией живописи Йорданса, позволяющей показать лучшие образцы его искусства почти во всех жанрах. Хронологически эти произведения относятся к периоду с момента получения художником звания свободного мастера гильдии Святого Луки в Антверпене до середины 1660-х годов. Важной частью выставки стали четыре картины, предоставленные российскими региональными музеями, — «Христос и самаритянка» (Нижегородский государственный художественный музей), «Мелеагр и Аталанта» (Екатеринбургский музей изобразительных искусств), «Павел и Варнава в Листре» и «Пир короля» (обе — Пермская государственная художественная галерея). До сих пор они были мало известны как специалистам, так и широкой публике. Впервые в Москве будет выставлена работа «Оплакивание Христа», хранящаяся в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Произведение во второй раз (после Государственного Эрмитажа) за 225 лет покинуло лавру для экспонирования в ГМИИ им. А. С. Пушкина.
 

Новости дня

"Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха" - The Art Newspaper о выставке в Санкт-Петербурге
читать новость
В Уляновске открывается выставка известного российского скульптора «Александр Рукавишников: Трансформация после Брейгелей»
В Уляновске открывается выставка известного российского скульптора «Александр Рукавишников: Трансформация после Брейгелей»
читать новость
«Герои и современники Серебряного века» - Третьяковка продолжает показывать сокровища графики из своих фондов
«Герои и современники Серебряного века» - Третьяковка продолжает показывать сокровища графики из своих фондов
читать новость