В Эрмитаже открывается выставка Якоба Йорданса, знаменитого фламандца, именуемого "бобовым королем"

В Эрмитаже открывается выставка Якоба Йорданса,  знаменитого фламандца, именуемого "бобовым королем"
28 Февраля 2019, Четверг
The Art Newspaper Russia

Якоб Йорданс по праву считается главным после Рубенса художником Антверпена и всего фламандского барокко.


Государственный Эрмитаж показывает свой корпус Якоба Йорданса (1593–1678) из восьми картин и двух работ из мастерской художника. Они дополнены еще тремя из ГМИИ им. Пушкина и полотнами из музеев Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и Перми.


Главными шедеврами считаются эрмитажные «Бобовый король» (1638) и «Автопортрет с родителями, братьями и сестрами» (1615). На более ранней картине 22-летний Йорданс изобразил девятерых ближайших родственников и себя (на левом фланге). Картина попала в Эрмитаж в составе купленной Екатериной II коллекции Роберта Уолпола и считалась портретом Питера Пауля Рубенса и его семьи. Но совпадение — восемь детей — чисто количественное, у Рубенса они были от двух жен. В рукописном каталоге Эрмитажа в 1797 году указано правильно: «Семья Йорданса», но окончательно эта версия была признана в середине ХХ века.


Через 23 года художник снова изображает родню, но уже в сложной аллегорической композиции. В День Трех волхвов (6 января) во Фландрии готовили пирог, в который запекался боб. Тот, кому повезло получить кусок с ним, объявлялся королем праздника. Предусмотрительный Йорданс сделал королем Адама ван Норта, своего учителя и тестя, а королевой — свою дочь Елизавету. Не забыл художник и про себя. Теперь это не скромный юноша с мечтательным взглядом на мир, а зрелый муж в центре картины с кубком в высоко поднятой руке. Одним словом, жизнь удалась!


Поздний «Портрет старика», изображающий бюргера на фоне красной драпировки и античной архитектуры, все на ту же тему преуспевания. «Семейный портрет» — дань моде в изображении заказчиков в виде античных богов. 


ГМИИ им.Пушкина прислал три картины: «Сатир в гостях у крестьянина» (ок. 1622), «Одиссей в пещере Полифема» (ок. 1635) и «Бегство в Египет» (1640). Голосуем за смелого Одиссея: картина Йорданса стала популярной иллюстрацией к древнему мифу.  


Государственный Эрмитаж
2 марта – 26 мая 2019

 

Новости дня

"Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха" - The Art Newspaper о выставке в Санкт-Петербурге
читать новость
В Уляновске открывается выставка известного российского скульптора «Александр Рукавишников: Трансформация после Брейгелей»
В Уляновске открывается выставка известного российского скульптора «Александр Рукавишников: Трансформация после Брейгелей»
читать новость
«Герои и современники Серебряного века» - Третьяковка продолжает показывать сокровища графики из своих фондов
«Герои и современники Серебряного века» - Третьяковка продолжает показывать сокровища графики из своих фондов
читать новость