Уникальная выставка «Пьеро делла Франческа. Монарх живописи» скоро откроется в Эрмитаже

Уникальная выставка «Пьеро делла Франческа. Монарх живописи» скоро откроется в Эрмитаже
22 Ноября 2018, Четверг

Выставка «Пьеро делла Франческа. Монарх живописи» — событие, которое стоит специальной поездки в Петербург. Что на ней будет?


7 декабря 2018 года, в День Св. Екатерины, в Государственном Эрмитаже открывается монографическая выставка «Пьеро делла Франческа. Монарх живописи», объединяющая произведения одного из самых знаменитых мастеров XV столетия из художественных собраний Италии, Испании, Португалии, Великобритании.


Это большое событие не только для Эрмитажа, но и вообще для культурной жизни, потому что впервые собирается вместе столько работ Пьеро делла Франческа. Выставка дает редкую возможность познакомиться с искусством мастера, поскольку произведения Пьеро делла Франческа не представлены в российских музейных собраниях. Большинство главных работ художника находится в Италии, в местах, не часто посещаемых туристами: Урбино, Ареццо, Борго Сан Сеполькро. 
 

«Открытие» Пьеро делла Франческа произошло лишь в середине XIX века. До этого его произведения часто приписывались другим мастерам либо, разбросанные по провинциальным местечкам Италии, не привлекали к себе особого внимания. В наши дни интерес к творчеству Пьеро делла Франческа велик, а сам мастер рассматривается как ключевая фигура итальянского кватроченто.

 
Пьеро делла Франческа (1412 (?) – 1492) родился в небольшом селении (впоследствии ставшем городом) Борго Сан Сеполькро. Работал в разных центрах Италии – Флоренции, Ферраре, Римини, Риме, Урбино, Перудже, но всегда предпочитал возвращаться в родной Борго Сан Сеполькро или в Ареццо, в провинции которого это местечко располагалось. Пьеро играл заметную роль в жизни Борго, его неоднократно избирали на разные общественные должности. В правительственном здании он написал фреску «Воскрешение Христа», ставшую символом города. 

 
Пьеро делла Франческа работал при дворах многих итальянских властителей, в том числе и папском. Около 1450 года Пьеро находился в Ферраре, где он мог познакомиться с нидерландской живописью, в частности с произведениями Рогира ван дер Вейдена, приглашенного маркизом Лионелло д’Эсте. С нидерландскими мастерами он мог встречаться и при дворе урбинского герцога Федерико да Монтефельтро. От северян Пьеро перенял точность в передаче природы и новую для Италии технику масляной живописи. 

 
Вершина монументальной живописи Пьеро и, шире, всего кватроченто – цикл фресок «История Истинного Креста», исполненный мастером в церкви святого Франциска, Ареццо, между 1458 и 1466 годами. Никогда прежде в искусстве Ренессанса не появлялся подобный цикл, отмеченный такой ясностью и соответствием всех форм друг другу, необычной цветовой гаммой и четкой перспективой. На выставке демонстрируется фильм, посвященный «Истории Истинного Креста», подготовленный итальянскими документалистами.

 
Пьеро делла Франческа был и портретистом. Имена заказчиков мастера не всегда известны, но главный из них, бесспорно –  Федерико да Монтефельтро. Пьеро создал великолепный двойной портрет Федерико и его супруги с аллегорическими сценами триумфов герцогской четы на обратной стороне досок (галерея Уффици, Флоренция). Федерико был не только правителем Урбино, но и одним из самых удачливых кондотьеров Италии. Наемные военачальники – явление типичное для итальянского Ренессанса.


Живописи Пьеро чужды повышенная эмоциональность и динамика. Он воплощает главный принцип Ренессанса: человек, исполненный красоты и достоинства, – центр вселенной, а окружающий его мир гармоничен. Бесспорный шедевр Пьеро – «Мадонна Сенигалия» (Национальная галерея Марке, Урбино) – относится к позднему периоду деятельности художника. Название картины происходит от местечка, для церкви которого она была написана. «Мадонну Сенигалия» можно расценивать как квинтэссенцию творчества Пьеро. В ней особенно отчетливо отразились главные принципы его искусства: математическое восприятие форм, выверенная пропорциональность в соотношении фигур, предметов, пространства, высокая степень обобщения, последовательное решение проблемы освещения. Прекрасна и изысканная цветовая гамма: мастер отдает предпочтение светлым, радостным тонам.

 
В последние годы жизни из-за слепоты Пьеро делла Франческа не мог работать как живописец и занимался теоретическими изысканиями; его трактаты, посвященные математике и геометрии, должны быть оценены наряду с заслугами в этой области Леона Баттиста Альберти, Луки Пачоли, Леонардо да Винчи. 

 
Пьеро делла Франческа был одним из первооткрывателей законов перспективы. Среди работ Пьеро делла Франческа – уникальная рукопись «О перспективе в живописи» из собрания Фонда «Палаццо Маньяни», являющееся основой понимания всей перспективы и сути визуальных иллюзий Ренессанса. 


Государственный Эрмитаж
07.12.2018 - 10.03.2019

Новости дня

"Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха" - The Art Newspaper о выставке в Санкт-Петербурге
читать новость
В Уляновске открывается выставка известного российского скульптора «Александр Рукавишников: Трансформация после Брейгелей»
В Уляновске открывается выставка известного российского скульптора «Александр Рукавишников: Трансформация после Брейгелей»
читать новость
«Герои и современники Серебряного века» - Третьяковка продолжает показывать сокровища графики из своих фондов
«Герои и современники Серебряного века» - Третьяковка продолжает показывать сокровища графики из своих фондов
читать новость