Выставка "Фабрицио Плесси. Душа камня", где представлены работы пионера видеоарта в Италии, открывается сегодня в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Специально к выставке художник создал 16 видеоскульптур, которые находятся в диалоге с произведениями из коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина. Также в экспозиции представлена цифровая реконструкция фрески из Зала гигантов в Палаццо Те в итальянской Мантуе.
«Для меня самый оглушительный его проект был связан с площадью Сан-Марко, когда вся площадь, все окна были попеременно заполнены то водой, которая плескалась в этих окнах синим венецианским светом, то огнем, который пылал в этих окнах вслед за водой. Это невероятное ощущение: когда две разные стихии находятся в борьбе друг с другом, окружают эту площадь», - рассказывает директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Марина Лошак.
Выставка, по ее словам, стала логичным продолжением направления "Пушкинский XXI", в рамках которого ГМИИ им. Пушкина проводит выставки актуального искусства, интегрируя их в классические экспозиции.
"Я всегда говорю, что я такой одинокий моряк. Одинокий моряк, который плывет по бушующему морю искусства. И за долгие годы никогда в этом море я не видел штиля, не видел ясной погоды, это всегда высокие волны и брызги энергии", - сказал Плесси на пресс-показе своей выставки.
Но, как сказал художник, он всегда четко знает, куда ведет свое судно. "Случай и необходимость сделали так, что я приплыл в Москву. И не в какое-то простое место, а в Пушкинский музей", - отметил Плесси.
Он признался, что в детстве никогда не мечтал о том, чтобы стать богатым и знаменитым. "Я хотел побывать в самых важных музеях мира. И вот, благодаря друзьям и обстоятельствам, сегодня я здесь. Когда я в прошлом году побывал в этом музее, мне захотелось создать что-то посвященное тем скульптурам, которые хранятся в этом музее", - поделился художник.
Плесси добавил, что в своей работе отталкивался от слов Микеланджело, который сказал, что "скульптура - она уже внутри мрамора, а художнику остается только вынуть ее из камня".
"И будучи таким художником, какой я есть, тем, кто работает с новыми технологиями, я подумал, что именно такая видеоскульптура будет самой правильной метафорой о том, как создаются скульптуры", - пояснил Плесси. Важной задачей для него стало интегрировать современное искусство в классическую экспозицию ГМИИ им. А. С. Пушкина, соединить современность и античность воедино.
Кураторами выставки выступили заведующая отделом кино- и медиаискусства ГМИИ им. Пушкина Ольга Шишко, профессор истории русского искусства и современного искусства в венецианском университете Ка Фоскари, директор Центра изучения культуры России (CSAR) Сильвия Бурини, профессор Ка Фоскари Джузеппе Барбьери.
О художнике
Фабрицио Плесси родился в 1940 году. Окончил Академию изящных искусств в Венеции. Художник неоднократно принимал участие в таких престижных выставках, как Венецианская биеннале и Documenta в немецком Касселе.
Персональные выставки Плесси проходили в в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке и Бильбао, Скудерие дель Квиринале в Риме, Доме Мартина Гропиуса в Берлине, Институте современного искусства в Валенсии, венском Музее истории искусств и в Фонде Жоана Миро в Барселоне. В 2013 году неподалеку от альпийского перевала Бреннер был открыт Музей Плесси.