Полная версия скандального дневника художника Константина Сомова выпущена издательством «Дмитрий Сечин»

Полная версия скандального дневника художника Константина Сомова выпущена издательством «Дмитрий Сечин»
1 Августа 2017, Вторник
ТВ Культура

В свет вышла первая полная версия скандального дневника художника Константина Сомова, напечатанного в издательстве «Дмитрий Сечин». 


Один из самых ярких мирискуссников, Сомов был свидетелем Октябрьской революции. Дневник начинается записью от 25 октября 1917 года и завершается 3 декабря 23-го - днём отъезда художника из России.


Личные впечатления зафиксированы неразборчивым почерком на случайных листках. Труд по восстановлению записей занял много времени. Нынешнее издание подготовил и осуществил искусствовед Павел Голубев, снабдив дневник Сомова солидным научным комментарием. Елена Ворошилова - с подробностями. 


Десять лет Павел Голубев, расшифровывал дневник Константина Сомова. Художник скрупулезно описывал каждый день, начиная с 25 октября 1917 года. Октябрьскую революцию, как и многие другие, не заметил. Запись сделал на следующий день.


"27 октября. По морской гулял к Зимнему Дворцу, изрешечённому пулями, по набережной. Тихо.
29 октября. Читаю утренние газеты. Гражданская война разгорается. Телефон теперь не действует. Ростбиф – теперь редкость".


900 страниц текста - документ эпохи, художник не размышляет, как летописец, бесстрастно фиксирует жизнь в новой России.


"2 ноября. В городе ходят слухи, как убивали юнкеров. Солдаты и матросы отказались. А убивала Красная гвардия, неумело и жестоко. Солдаты некоторые плакали".


Сомов педантичен. Предельно точен. По его записям можно восстановить, как развивались события в первые дни после революции.


"24 ноября. Разговоры только о политике. Всю эту ночь громили винные подвалы Зимнего дворца солдаты. Миллионная усыпана телами мертвецки-пьяных".


Впервые дневник Сомова был издан в 79-м. Тогда рукопись была сильно вымарана племянником Сомова. Он вырывал целые страницы. "Туда не попали политические моменты. Сомов скептически относился к советской власти, красный террор в дневниках", - рассказал искусствовед Павел Голубев.


Сомов остался в истории искусств автором томных барышень, таинственных масок, арлекинов. С приходом к власти большевиков им всем не стало места в новой стране.


"7 января. Учредительное собрание разогнано. Рисовал: двух купальщиц на фоне зелени. Когда мы шли в оперу слышали выстрелы, довольно близкие.
26 января. С сегодняшнего дня мы перестали владеть нашим домом. Теперь будем сами вносить плату за наши квартиры в домовой комитет".


Восстановить рукопись Павлу Голубеву было непросто. "Эти отточия, бесконечные купюры, которые бросаются в глаза даже при беглом чтении, произвели очень сложное впечатление", - отметил искусствовед.


3 декабря 1923 года Сомов сделал последнюю запись перед отъездом в эмиграцию. Он уехал в Америку, потом во Францию. Там он писал своих дам и кавалеров. Вел дневник, но уже своей новой французской жизни.

Новости дня

68 лучших картин художников-передвижников из Третьяковской галереи покажут на выставке в Шанхае
68 лучших картин художников-передвижников из Третьяковской галереи покажут на выставке в Шанхае
читать новость
Здание ЦДХ на Крымском валу будет полностью передано Третьяковской галерее
Здание ЦДХ на Крымском валу будет полностью передано Третьяковской галерее
читать новость
Феодосийская картинная галерея имени Айвазовского преобразится к 2022 году с помощью Третьяковки
Феодосийская картинная галерея имени Айвазовского преобразится к 2022 году с помощью Третьяковки
читать новость