Фантастические работы Антонио Гауди стали главной визитной карточкой Барселоны. Вряд ли найдется человек, который ничего не слышал о доме Мила, парке Гуэля и о самом главном шедевре великого архитектора - Искупительном храме Святого Семейства.
Более 150 экспонатов в Московском музее современного искусства рассказывают о каталонском архитекторе Антонио Гауди (1852–1926), которого почитают в России не меньше, чем на родине. В его честь и по его мотивам у нас делают интерьеры ресторанов. Турагентства строго наставляют: если вы едете в Барселону, то, бросив чемоданы в отеле, бегите смотреть Гауди.
У нас Гауди оценили еще во времена СССР. В 1980 году состоялась его выставка в Москве, через шесть лет вышла монография барселонского профессора Нонеля Бассегоды, написанная специально для советских поклонников Гауди. Скромное издание мгновенно исчезло с прилавков.
Редактор книги, историк архитектуры Вячеслав Глазычев в послесловии пишет: «В этой архитектуре куда больше карнавальной мистерии, чем духа покорности, больше гимна природе, чем самоуничтожения человека. Магии здесь больше, чем религии, и архаический эпос одержал верх над христианским вероучением. Гауди — это не органическая, а органичная архитектура, не имитация созданного природой, а подражание ее творящей силе. Гениальность тем отличается от выдающегося таланта, что не находит себе выражения в методе. Его метод неотделим от его личности».
Из 17 зданий, построенных по проектам Гауди, семь входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это то же самое, что показать семь фильмов на Каннском кинофестивале и получить за три из них «Золотые пальмовые ветви». Гауди обычно причисляют к модерну с обязательной оговоркой, что он особый, сюрреалистический. Неслучайно архитектором восхищался молодой Сальвадор Дали, хотя к тому времени модерн уже вышел из моды.
Московский музей современного искусства (ММСИ)
Москва, Петровка 25
24 мая — 10 сентября 2017