В Смоленске появилась новая достопримечательность. За художественной галереей музея-заповедника открыт «московский» скульптурный дворик.
Семь скульптур, созданных известными советскими художниками, прежде хранились в запасниках. Теперь работы классиков советского искусства вписались в пейзаж одного из древнейших городов России – уже не как средство монументальной пропаганды, а как памятник эпохи.
Лихие трактористы, романтичный искатель алмазов и мужественный рыбак. Практика устраивать скульптурные дворики существует во многих столичных музеях. Искусствоведы считают, что на фоне природы скульптура лучше воспринимается. Самая ранняя работа в скульптурном дворике – «Металлист» – была выполнена Георгием Алексеевым, автором первых памятников Ленину.
Центральная скульптура посвящена всемирно известному скрипачу Леониду Когану. Не менее известным был и автор этой работы Виктор Думанян, который изображал в камне и бронзе музыкантов и композиторов. Самая известная работа принадлежит латвийскому скульптору Расе Калныне-Гринберге. Смоленская «Мать-яблоня» – это макет мемориала в Анчупанском лесу в Латвии, где за укрывательство узников концлагеря нацистами были убиты около двух тысяч мирных жителей.
«Мать-яблоня», как говорила автор, своими корнями уходит в землю, питается кровью мучеников, а руки-ветви простирает к солнцу и будущему», - рассказала Дарья Иванова.
Музейщики называют дворик «московским», потому что большинство авторов жили и работали в Москве. Единственная смоленская работа создана в граните Альбертом Сергеевым. Автор наделил «Девушку из Смоленска» обобщенными чертами, однако известно, кто изображен.
«Выполнена с натуры как портрет студентки Красовской. Позже это Мелькова Таисия Константиновна, которая всю жизнь проработала в художественной школе», - пояснила скульптор, дочь А.Г. Сергеева Ольга Барановская.
В музее-заповеднике планируют, что скульптурная экспозиция на открытом воздухе будет расширена – фондам ещё есть, что продемонстрировать.