По третьему этажу Третьяковской галереи на Крымском Валу расползлись скульптуры отца соц-арта Леонида Сокова. На юбилейной выставке мастера.
Это Соков свел тет-а-тет образы советской и западной цивилизаций: «шагающего человека» Джакометти с памятником Ленину, Мэрилин Монро со Сталиным, медведя с «Витрувианским человеком» Леонардо. Представить их 75-летний мастер, живущий в Америке, захотел, как только узнал, что за его юбилейную выставку берется главная российская галерея. Ведь он, как и многие, уже не ждет от нее скучной традиционности, усвоив, что если Третьяковка и связывается с современными художниками, то разговаривает на их смелом языке, не боясь экспериментов.
Соков перерос социальное направление, найдя ему замену в политике. Стал остряком, не пошлым, а настоящим сатириком. В доказательство — Ленин осваивает крылья Летатлина или спорит с истощенным человеком Джакометти, Мэрилин Монро в объятиях Сталина...
— Леонид Петрович, сегодня вам не тесно в рамках соц-арта?
— Соц-арт — временное явление, но от этого оно не становится плохим. Многие ошибочно считают его политическим искусством, хотя это прежде всего разрушение соцреализма, причем без формального насилия, а с помощью перенесения принципов соцреализма в другой контекст, приправленный иронией. Многие считают: соц-арт кончился, потому что больше нет базы соцреализма — Советского Союза. Но соц-арт будет жив, пока жив питающий его абсурд.