"Основой современного дискурса является необыкновенная динамичность всех социально-экономических процессов. Это связано с глобализацией и обвальным развитием технологий, а так же с быстрым, с исторической точки зрения – взрывным, распространением демократических институтов и лавинообразным ростом количества участников всех процессов.
Изобразительное искусство не является здесь исключением.
В связи с этим неизбежен кризис экономики и культуры, которые не могут утвердиться на какой-то стабильной основе, просто потому, что не успевают этого сделать.
Мы являемся свидетелями небывалого финансового кризиса в истории человечества, только по причине того, что несколько десятков банкиров и экономических гуру осуществили ряд шагов, безо всякого, уверен, злого умысла со вполне традиционной целью – заработать.
В изобразительном искусстве происходит нечто подобное:
Огромное количество разнообразных течений, не объединенных общим стилем или идеологией, спорят между собой, не только за место в истории культуры, но и просто за место под солнцем.
В этих условиях побеждает не тот, кто талантливей, а тот, кто лучше умеет продавать.
Все это повышает до предела риски вложений в современное искусство и вынуждает, как потребителей, так и производителей выработать некие общие законы, основанные на общих правилах поведения и ценностном консенсусе. Это требует от художника резкой переориентации своих приоритетов в творчестве и ответственности основанной на дисциплине и самоограничении.
Сегодня с этим не все согласятся, но времена беспредельного самовыражения остались в ХХ-ом веке.
Общество ждет от художника не самодовольства, а самобытности, не самости, а самодостаточности.
Кратко тред, который общество адресует сегодня художнику, можно сформулировать так: «Не умножай зло – его достаточно в мире».
Можно развить этот посыл от общества к художнику как ожидание более высокого качества самой живописи, и дело не столько в трудоемкости, сколько в требованиях предъявляемых к образу и идеологии.
Ошибочно думать, что модернизм, с его нигилизмом по отношению к традициям, формировался вопреки социально - экономическим процессам и так же ошибочно думать, что до сих пор существует потребность в развитии тредов модернизма.
Один из теоретиков современного неоклассицизма Сив Маклейн, сформулировал это так: «Художник должен осознать свою подлинную роль, преодолевая эгоистический субъективизм и начать искать эстетические идеалы в гармонии с Творцом».
Да, именно – должен! Надо осознавать, что в истории еще не было случая появления значительного художника, явления или направления, которое бы не отвечало запросу общества.
Наверное, мне рано говорить о том, что мои картины отвечают этой задаче, но важно, что я полностью разделяю эту точку зрения и намерен развиваться в этом направлении и только в этом направлении.
Уверен, художник сегодня не может беспечно предаваться иллюзиям «первооткрывателей»-модернистов или отстраненной иронии над культурой пост модернистов, и вынужден действовать, опираясь на устойчивый фундамент построенный его предками, его цивилизацией и национальной культурой – это и есть неоклассицизм в моем понимании.
Неоклассицизм, обобщающий опыт не только классических старых мастеров, но и того лучшего, что было создано за последние 150 лет.
Что касается темы – пока мне сложно похвастаться здесь разнообразием.
Современная молодая и красивая женщина в жанре, натюрморт и, иногда, портрет, но это не связанно с тем, что меня не привлекают другие темы и жанры, просто пока мне хватает нерешенных задач в рамках этих тем.
Не могу согласиться с теми, кто считает эти темы несовременными, нарочито коммерческими или инфантильно ученическими.
Думаю, при всем многообразии и смене модных и актуальных исканий, есть вещи, которые останутся неизменными при любом развитии изобразительного искусства.
У меня был большой перерыв в работе, почти двухлетний, это время мне было необходимо для осмысления того, чем же я занимаюсь и чем мне заниматься должно.
Могу сказать, что каких-то идеологических изменений не произошло, единственное, что дал мне этот кризисный период, стало понимание необходимости резкого усиления неоклассического начала в рамках все тех же тем – современная молодая и красивая женщина в одно и многофигурной композиции и натюрморт."
Вот, собственно, и все мое резюме.
Надеюсь, никого не утомил этим кратким изложением своей концепции.
Александр Луфер
Санкт-Петербург. 19 марта 2009 года.
Александр Луфер родился в 1965 г. в Республике Киргизстан.
Образование: Киргизское государственное художественное училище, Санкт-Петербургский Архитектурно-Строительный Университет.
Работы Александра Луфера находятся в многочисленных коллекциях в России и за рубежом.
Выставки:
Групповые:
1998 - Выставка «Эротика –1998», ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург, Россия;
2000 - Национальная выставка России во Франции, Ницца, Франция;
2000 - Дни Санкт-Петербурга в Лионе, Лион, Франция;
2001 - Художники Петербурга, ЦДХ, Москва, Россия;
2001 - Арт-Манеж-2001, ЦВЗ «Манеж», Москва;
2002 - Арт-Салон-2002, ЦДХ, Москва;
2003 - Арт-Манеж-2003, ЦВЗ «Манеж», Москва;
2003 - Арт-Салон-2003, ЦДХ, Москва;
2004 - Арт-Манеж-2004, ЦВЗ «Манеж», Москва;
2006 - Арт-Салон-2006, ЦДХ, Москва;
2001 - 2008 - Многократные выставки в залах ЦДХ, Москва.
Персональные:
1998 - Галерея Михайлова, Санкт-Петербург, Россия;
1999 - Гигант – Холл, Санкт-Петербург, Россия;
2003 - ЦДХ, Москва;
2006 - Галерея “Контракт Рисовальщика”, Санкт-Петербург, Россия.