Амир Тимергалеев как художник и как личность неизменно вписан в круг основных фигур новейшего европейского художественного сознания.
Его путь связан с поколением, творческая инициатива которого приходитсян на конец ХХ столетия и обозначается как «свободная фигуративность».
Художественный опыт Амира вобрал в себя, воплотил и выразил творческую проблематику рубежа столетий, его поиски новой художественной этики и новой реальности.
Сегодня художник выступает как продолжатель и абсолютный наследник классических ценностей Анри Матисса и Амадео Модильяни, Поля Сезанна и Марка Шагала, одновременно не чуждаясь творческой полемики с этими кумирами и авторитетами, с духовными учителями новейших художественных систем. Сам художник отмечает свою феноминальность как склонность к пребыванию в различных временах сразу, к странствию во времени, когда погружение в прошлое и проникновение в будущее органично совпадают. Изощренная пластика живописи Амира, ее богатая фактурность, оригинальность и одновременно естественность, ее обращенность к современному человеку-все это несет за собой художественную личность мирового масштаба, возвращающую в культуру искусство "больших стилей", не скрывающую свою любовь к абсолютно гуманитарным ценностям и художественным языкам. В самой структуре творчества художника, как непрестанного процесса мысли, реализуется великий круговорот культуры. Сюжеты художника - женские фигуры, интерьеры мастерской, пейзажи с дорогой уходящей как человеческая судьба, парусные лодки, вазы с фруктами, напоминающие античные фрески - обретают силу внушения.Сохраняя свою реальность, они в то же время выходят за границы чисто фигуративного, сближаясь с образами трансавангарда. Искусства Амира Тимергалеева живет в парадоксальной органике, рассматривая мир фрагментами, где целостность обретается в контексте различий.Фрагментарность человеческой жизни, ее калейдоскопичность и витражность становится для художника современной гармонией.
Виталий Пацуков