Исследования искусствоведа порой сродни деятельности психолога. Пытаясь понять творчество художника, искусствовед словно заглядывает в глубокий колодец под названием "душа". И иногда в ясный день в нем можно увидеть звезды.
Если живопись - это способ мыслить и чувствовать, то красочные полотна - это отражение души художника. Эти мысли возникли у меня, когда я рассматривала произведения ташкентского живописца Александра Тюрина. Дело в том, что мой тридцатилетний стаж искусствоведа позволяет утверждать, что ключевыми словами в анализе творческого пути художника нередко являются "искренность" и "душа".
Александр Тюрин свою душу заставляет трудиться уже давно, подключая к этому процессу и интеллект, и интуицию, и сознание, и подсознание. Художественное образование Тюрин получил в Ташкенте. Юношей он постоянно стремился к новым знаниям и эмоциям, необыкновенным впечатлениям, изучая всю многогранность среднеазиатской культуры, интересуясь историей и археологией региона.
Зрителей и специалистов произведения Тюрина привлекают как своей оригинальной манерой самовыражения, так и воплощенной в них идеей. Выбор стилистических направлений определяют своеобразие и самобытность почерка художника и прежде всего неоднородность стилистических пристрастий. Отдельные полотна живописца следует отнести к символизму, поскольку в них воплощены его философские размышления о времени, о жизни, о месте, занимаемом художником во времени. Стилистически они выражены линейно-пластическим экспрессионизмом и супрематизмом. Другие полотна - "чисто" экспрессионистические поиски, где на первом месте - эмоции, где А. Тюрин в красках выражает свое внутреннее изменяющееся состояние. В его творчестве замешаны два начала - аналитичность мышления и эмоциональный всплеск. Причем сознание явно довлеет над интуицией.
Пять лет, прожитые Александром в Москве, стали годами самоутверждения и самореализации, временем бурной столичной жизни. Причем ни с кем из московских художников он близко не сошелся, не пытаясь войти ни в один художнический или политический клан, хотя возможности для этого были. И причина этому - его душа, которая не терпит лжи и насилия, а стремится быть свободной и независимой.
Гульсара Бабаджанова, искусствовед
Художник Александр Тюрин
Родился в 1959 году в Средней Азии в горах Тянь-Шаня в семье геолога и метеоролога.
Активная творческая деятельность, неутомимая работа над собой – извечный поиск настоящей творческой личностью средств предельного самовыражения, огромный художественный и личностный потенциал Александра Тюрина позволили занять ему место в почетном ряду наиболее известных и ярких художников, не только в Узбекистане, но и за его пределами.
Художник получил фундаментальное художественное образование. Сначала в Республиканском художественном училище им. П.П.Бенькова в Ташкенте (1977-1981) на живописном отделении в мастерской Правдюка В.И. и Моисеева Г.В. За отличную учебу в училище получил направление и продолжил учебу в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. В 1983 году продолжил учебу в Ташкентском театрально-художественном институте им. А.Н.Островского на отделении монументальной живописи. В 1984-86г.г. проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах СССР, в «Особом батальоне специального назначения КТуркВО», 40-й Армии Афганистана в Штабе КТуркВО, В 1986г. продолжил учебу в институте в мастерской заслуженного деятеля искусств Узбекистана, профессора Жмакина В.И., который закончил с отличием в 1988 году. В 1990-1991 году продолжил учебу в ассистентуре в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е Репина на кафедре рисунка и живописи. Учителями были: профессор, Заслуженный деятель искусств России М.М. Девятов; кандидат искусствоведения, Заслуженный художник РСФСР, Народный художник РСФСР Б.М.Лавренко; профессор М.М.Герасимов.
Творчество Александра Тюрина на столько многогранно, что на его выставках можно увидеть и академические работы, преимущественно портреты, демонстрирующие прекрасную академическую школу в начале творческого пути, до последних, характеризующих его уже, как сложившегося мастера со своей особой и ярко выраженной художественной манерой, широким мировоззрением и богатейшим интеллектуальным багажом знаний.
В 90-е годы Александр живет и работает в Москве. Сотрудничество с ведущими московскими галереями и участие в крупнейших международных художественных проектах детонировал стремительный рост и формирование личности художника.